Главное событие

Новое медицинское оборудование для Национальной гимназии Республики Хакасия

Новое медицинское оборудование для Национальной гимназии Республики  Хакасия

В Национальной гимназии им. Н.Ф. Катанова, Республики Хакасия, состоялась презентация модернизированного современного диагностического комплекса для медицинского кабинета школы.

подробнее

Вопрос сохранения хакасского языка в Республике

Вопрос сохранения хакасского языка в РеспубликеНедавно, в зале заседаний Правительства Хакасия прошло третье заседание Рабочей группы по вопросу развития и сохранности хакасской национальной культуры и языка. Также, были освещены вопросы, касающиеся развития этнического туризма, который был сформирован в составе Совета по экономическому развитию Республики Хакасии. Владимир Крафт, Заместитель Главы Хакасии и, одновременно руководитель Рабочей группы, открыл заседание.

На повестке заседания стоял вопрос о подготовке республиканской целевой программы на длительный период времени, суть которой заключается в целенаправленном развитии хакасского этноса в период будущих годов (2013-2015 годы). По этому вопросу высказались сразу несколько докладчиков. В основном, они высветили механизмы работы и главные проблемы действующих подгрупп.

Лариса Анжиганова, Заместитель Министра политики Республики, выступила с вопросом правовых и организационных проблем в развитии хакасского этноса. В докладе государственный служащий сделала акцент на тот момент, что подобный ход событий имеет огромное значение для разработчиков на вверенной им территории, а также, ознакомила присутствующих с Концепцией развития межэтнических отношений внутри Республики на 2012-2020 года. Это является замечательным стратегическим планом, который может быть взят за будущий проект программы. Заместитель Министра, напомнила также членам собравшейся Рабочей группы про то, что есть новая декларация ЮНЕСКО, в которой говорится о необходимости сохранить нематериальное культурное наследие стран». Сказительское искусство, этнос, обряды, фольклор, прикладное искусство (создание изделий из дерева, кожи), народные обычаи – именно это и является культурным наследием хакасского населения. Существует потребность в разработке подобного Закона для Республики – необходимость В качестве примера, были выдвинуты достаточно интересные предложения, поступившие от активистов Республики:

- обязать хакасских товаропроизводителей повторять (дублировать) названия выпускаемой продукции на хакасском языке;
- выпускать часть телевизионных передач и тиражей печатных изданий и телерадиокомпаний на хакасском языке;
- создать Закон Республики Хакасия о сохранности хакасского языка, и классифицировать его как исчезающий, согласно классификации ЮНЕСКО.

Заместитель Министра образования Республики, Дмитрий Тодышев, рассказал о проблемах в вопросе развития и сохранения хакасского языка в образовательной сфере. Замминистра доложил членам действующей Рабочей группы суть основной проблемы сохранения этнического языка в образовательной среде, которая заключается в недостаточном количестве детей, которые хотят досконально учить в школах хакасский язык. За последний учебный год, благодаря Аскизскому и Бейскому районам произошел значительный рост в изучении хакасского языка школьниками. Также, существуют намерения начать доскональное изучение хакасского языка в городе Саяногорске. В столице Хакасии, городе Абакан, планируется открыть группы с изучением хакасского языка в двух детских дошкольных учреждениях (по данным ими станут детские сады «Сказка» и «Машенька»).

В следующем учебном году прогнозируется рост количества учащихся, которые будут изучать хакасский язык в общеобразовательных школах. Министерство образования и науки, тем временем, ведет разработку необходимых мер для сохранения и развития хакасского языка в образовательной сфере. Существуют такие направления воздействия:

- осуществлять грантовую поддержку учреждений, преподавателей, хакасских ученых;
- предоставлять субсидий на организацию изучения хакасского языка муниципальным комитетам по образованию (создание секций, факультативов, кружков);
- издание литературы для школьников на хакасском языке;
- осуществлять выездные мероприятия для популяризации хакасской литературы и языка.

Юлия Костякова, Зам Министра культуры, озвучила проблемы развития хакасской культуры в Республике. Юлия Костякова высказалась о необходимости принять закон про нематериальное культурное наследие Хакасии, о том, что его объекты нужно регистрировать и сохранять. Министерство культуры взяло на себя ответственность разработать программу мероприятий, по нескольким направлениям. Для этих целей, создали проблемные рабочие группы:

- развитие театрального искусства;
- музеи, археология;
- культура малых сел;
- аналитическая группа.

С вопросом о проблемах в развитии науки выступила директор ХНИИЯЛИ (Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории), Валентина Тугужекова. Также, она озвучила вопрос подготовки научных кадров. Основными проблемами, по словам Валентины Николаевны, являются:

- недостаток в финансировании сотрудников института;
- необходимость вхождения института в систему Сибирского отделения Российской академии наук;
- недостаточные по объему издания научных исследований.

Для издания подготовленной рукописи Толкового словаря хакасского языка нужен 1 миллион рублей – акцентировала внимание В. Тугужекова.

Все присутствующие на собрании вносили свои предложения относительно мероприятий, которые дадут возможность значительно улучшить ситуацию в Хакасии по различным направлениям. Республиканское Правительство собирается четко их отобразить в своей программе действий на период 2013-2015 гг.

Министр политики Республики, Надежда Балахчина, подробно рассказала о работе ведомств и министерств, о работе, которая ведется между совещаниями Рабочей группы, сделала краткий обзор по поступившим в проект программы предложениям.

По графику, который утвержден Рабочей группой, следующее заседание Рабочей группы состоится в августе. На нем планируется рассмотреть первый вариант действующего проекта программы.

 

The JB Hidden Panel

The hidden panel contains four module positions that can be used to display any number or types of modules. The panel trigger sits to the top right of the template and becomes activated when you enable at least one module to the panel1, panel2, panel3 or panel4 position. The text used to trigger the panel is controlled by a parameter in the template administrator.